wrapper

г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 5 в

Директор: Кораллов Игорь Владимирович

т.8 (831) 412-03-23

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 История Нижегородского музыкального училища берёт исток во второй половине XIX века. Это легендарное время отмечено большими свершениями для всей русской культуры, высоким престижем академической музыки, авторитетом и общественным звучанием фигуры Музыканта. В ту пору Россия активно вовлекается в европейский культурный процесс. В стране создаётся структура, имеющая целью не только музыкальное просветительство, но и – впервые в отечественной истории – создание и утверждение профессионального музыкального образования, выращивание, развитие и поддержку национальных талантов и, как итог, собственную школу академической музыки. Эти функции взяло на себя Русское музыкальное общество (РМО, с 1869 г. – Императорское русское музыкальное общество, ИРМО).После открытия отделений РМО в столицах Санкт-Петербурге и Москве (1859-1860 гг.) и консерваторий при этих отделениях (1862 г., Санкт-Петербург и 1866 г., Москва) назрела необходимость охватить очагами музыкальной культуры и обширную периферию страны. В рамках этого движения по инициативе Н.Г. Рубинштейна весной 1873 г. одним из первых в России появилось отделение ИРМО в Нижнем Новгороде.

Крупный, богатый торгово-промышленный центр и транспортный узел, Нижний  – «Москве сосед ближний» – в XIX веке отнюдь не выглядел глухой провинцией. Регулярно из столиц сюда приезжали на гастроли актёры, певцы и исполнители-инструменталисты. В городе сложились и свои культурные традиции. Вокруг аристократических салонов группировалась художественная элита. Так, музыкальные «вторники» и «четверги» проводил в своём доме выдающийся музыкальный критик А.Д. Улыбышев. На его вечерах выступал как дирижёр и концертмейстер юный М.А. Балакирев. Немалую долю в досуге горожан занимало любительское домашнее музицирование. Музыкальное воспитание также по преимуществу было домашним. На систематическую основу было поставлено преподавание лишь в нескольких учебных заведениях для избранных, таких, например, как Мариинский институт благородных девиц. Частным преподаванием занимался одно время Балакирев.

Важным компонентом музыкальной культуры города, являвшегося и крупным христианским центром, было православное церковное пение, а через лютеранскую церковь в неё вошла немецкая органная музыка. В городе уже существовали и были весьма востребованы театры. Необычайное оживление вносили летние ярмарочные сезоны, красочно оформленные как не только торговый, но и культурный праздник.

Таким образом, вся атмосфера Нижнего Новгорода располагала руководство ИРМО к организационному импульсу, который бы вывел музыкальную жизнь города на качественно иной уровень. 12 ноября 1873 года в Нижнем Новгороде было открыто новое учебное заведение, названное Музыкальными классами при Нижегородском отделении ИРМО. Основал и возглавил классы молодой выпускник Московской консерватории, разносторонне одарённый музыкант и педагог Василий Юльевич Виллуан (1850-1922), направленный сюда для этой цели Н.Г. Рубинштейном. Ради высокой идеи Виллуан сменил блестящую столичную карьерную перспективу на подвижническую, многотрудную, порой неблагодарную работу в провинции. Молодой директор с энтузиазмом взвалил на себя поистине колоссальный груз проблем. Он преподавал скрипку, фортепиано, камерный ансамбль, теоретические дисциплины, организовывал концерты местного отделения РМО и участвовал в них (и сам, и с учениками), дирижировал. Кроме того, он занимался вопросами финансирования, помещением, разрабатывал и совершенствовал методики, писал учебники, сочинял музыку, отлаживал механизм творческих связей со столицами и зарубежьем, формировал педагогический коллектив вверенного ему учебного заведения, совершал благотворительные акции.Исключительная творческая энергия и трудолюбие, целеустремлённость, деловые качества, наконец, личное обаяние Василия Юльевича давали понемногу свои плоды. Уже 25-летний юбилей Музыкальных классов при Нижегородском отделении ИРМО стал торжеством государственного масштаба и признанием ключевой роли заведения в музыкальной жизни края. К  концу XIX века выпускники Музыкальных классов преподавали в крупнейших учебных заведениях губернии, лучшие из них, а также их педагоги, с успехом солировали в городских концертах. Ряды первых воспитанников классов украсили славные в дальнейшем имена В. Исакович-Скрябиной,  И. Добровейна, Г. Гинзбурга, С. Ляпунова, братьев Д. и А. Крейнов, А. Ерофеева.

В 1907 году Музыкальные классы были реорганизованы в Музыкальное училище. К 1913 году (40-летний юбилей) в училище существовали 6 спецклассов: сольное пение, фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас и деревянные духовые инструменты и 6 классов обязательных предметов: сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, энциклопедия, ансамбль и история музыки, контингент учащихся составлял 155 человек. Окончание училища давало выпускнику право на поступление в музыкальный вуз.

После 1918 года учебное заведение в духе времени не раз меняло названия – Народная консерватория, Государственная консерватория, Музыкальный университет, Музыкальный техникум, затем – Музтеатехникум, а с 1938 года – вновь Музыкальное училище.

Виллуановский период в истории училища длился около полувека. После Василия Юльевича заведение возглавляли известный столичный дирижёр А.А. Литвинов, нижегородский композитор А.А. Касьянов, дирижёр, основатель Филармонического оркестра С.Л. Лазерсон. С 1929 года пост директора впервые занял выпускник училища А.А. Коган.

Музыкальная культура России 1920х годов ознаменована небывало активным просветительством, расширением сферы музыкального образования. В Нижегородском музыкальном училище в те годы происходят значительные перемены. В 1924 году открылся класс педпрактики, были созданы методические комиссии, а столичные консерватории приняли первых слушателей ФПК из числа преподавателей училища. Музыкальное образование становится общедоступным и бесплатным, а желающих обучаться музыке так много, что число учащихся взлетело до 900.

Педагогический коллектив училища в те годы составляли приглашённые Виллуаном блистательные специалисты, выпускники столичных консерваторий пианисты Н.Н. Полуэктова (её многогранный дар проявился в исполнительской, педагогической, методической, административно-организаторской и музыкально-краеведческой деятельности – воистину ренессансный человек!), С.Г. Тигранова, Н.К. Бородулина-Сканави, скрипач А.Г. Руббах. Позднее начали преподавать М.В. Тропинская, А.Л. Лазерсон, скрипачи П.И. Миленин, С.А. Афанасьев, вокалисты Е.В. Девос-Соболева, В.В. Домелли, Н.Н. Соколова-Мшанская, С.А. Бархударьян, П.А. Кеменев, виолончелист Н.А. Глассон, пианист и дирижёр А.А. Касьянов, кларнетист С.В. Розанов, тромбонист А.В. Гусев, флейтист Д.С. Панов,  дирижёр и скрипач С.Л. Лазерсон.Широко развёртывается концертная деятельность преподавателей и учащихся. В 1922 году трансляцией концерта Музтехникума из радиолаборатории М. Бонч-Бруевича была открыта история всероссийского художественного радиовещания. Концерты в те годы проходили как на сцене учебного заведения, так и на различных концертных площадках города. Музыканты выступали как исполнители и порой как лекторы-музыковеды. На базе оперного, хорового и оркестрового классов училища были поставлены и с успехом шли на сцене Театра драмы многие оперы классического наследия. Это вдохновило преподавателя вокала Н.Н. Соколову-Мшанскую на создание в училище концертной организации «Оперконанс» (оперно-концертный ансамбль). Вся эта деятельность учебного заведения подготовила почву для открытия в Горьком в 1935 г. Театра оперы и балета, а в 1937 г. – Филармонии. Театр принял в свою первую труппу многих выпускников Музтехникума. Воспитанники училища вливались также в филармонический оркестр и в коллективы вновь открывшихся в городе музыкальных школ, стали их преподавателями, а некоторые директорами (В. Лукинская, Ф. Шапиро, А. Панков, М. Антипьева).

Работа музыкальных школ постоянно курировалась педагогами Музтехникума Н.Н. Полуэктовой, А.Л. Лазерсон, М.В. Тропинской, П.И. Милениным. Богатый методический опыт давали им занятия с детьми в музыкальной школе, существовавшей при Музтехникуме (ныне ДШИ № 8).

В конце 1920х – 1930е годы в деятельности Музтехникума усилилась просветительская сторона. Систематически высылались концертные бригады в сельские районы. Большое внимание уделялось организационно-педагогической  подготовке учащихся, позволявшей им в дальнейшем заниматься клубной работой, преподавать в общеобразовательных школах, а также в музыкальных кружках и студиях, во множестве появившихся в городе. С этой целью в училище возникают дирижёрско-хоровое и народное отделения. В 1938 году выпускница Ленинградской консерватории Т.И. Агринская создаёт отделение теории музыки.

В числе выпускников тех лет – известные композиторы А. Цфасман, Б. Мокроусов, Н. Макарова, дирижёр Л. Гинзбург, пианист А. Вицинский, пианист и композитор В. Махлин.

С 1931 года в радиоэфире стали регулярно звучать шедевры музыкальной классики в исполнении преподавателей училища: скрипачей П.И. Миленина и С.А. Афанасьева, пианистов Ф.И. Фондаминской и Г.М. Шприца, виолончелиста Н.А. Глассона, певцов П.А. Кеменева, Н. Урвилова,  симфонического оркестра Филармонии под управлением С.Л. Лазерсона.

В годы Великой Отечественной войны коллектив Горьковского музыкального училища направил свои силы на работу в составе выездных концертных бригад, на оказание помощи фронту, пострадавшим и сиротам. Средства от платных классных концертов теперь направлялись на нужды обороны – на танковую колонну, на самолёт «Горьковский  артист». Без здания (оно было отдано под воинскую часть), без библиотеки, без многих педагогов-мужчин, ушедших на фронт (29 музыкантов-фронтовиков не вернулись с полей сражений), в холоде и военной неустроенности, тем не менее, училище не прекращало занятий, правда, теперь на квартирах преподавателей. Большой победой педагогического коллектива стало беспрецедентное доселе поступление в 1943 году в Московскую консерваторию сразу четырёх  выпускниц: О. Виноградовой, В. Блиновой, О. Лебедевой и В. Чижовой. Учащиеся-исполнители блистательно выступили на Всероссийских смотрах ССУЗов в 1944 г. (пианистки С. Хентова и Н. Зевеке) и 1946 г. (пианисты В. Владимиров, З. Петропавловская, скрипачи Д. Лапидус и В. Гамаюнов, певица Н. Гусельникова). Все они стали впоследствии известными в городе и стране музыкантами.

Достижения наших учащихся сказали не последнее слово в решении правительства об открытии в Горьком музыкального вуза. 1946 год – дата рождения Горьковской консерватории. Это стало событием величайшей важности, естественно воспринятым как результат творческого труда и таланта всей музыкально-педагогической элиты города. Лучшие педагоги ГМУ составили ядро педагогического коллектива молодой консерватории: это А.А. Касьянов, Н.Н. Полуэктова, А.Л. Лазерсон, М.В. Тропинская, С.В. Полякова. Первым директором вуза стал А.А. Коган, безупречно организовавший работу училища в военные годы. Так в городе формируется трёхступенчатая структура музыкального образования: школа –  училище – вуз.

Послевоенный период в жизни Горьковского музыкального училища отмечен, в первую очередь, расширением преподавательского состава за счёт возвратившихся фронтовиков. Среди них Б.И. Векслер, А.Г. Челнокова, В.А. Богатенков, И.Л. Дейч, А.Н. Кузьмин, Г.Ф. Ольшанский, А.С. Панков, Ю.А. Рывкин, В.Н. Порман, В.М. Филимонов, Г.М. Шприц, Г.М. Эппель. Возрождается работа оркестра народных инструментов под руководством А.С. Панкова. На духовом отделении вводится новый предмет – дирижирование духовым оркестром, позволявший воспитанникам получить ещё одну востребованную квалификацию. Преподавать его стали бывшие военные дирижёры А.И. Кузьмин, И.Л. Дейч, А.А. Штокман.

Оркестр Филармонии  в те годы принял в свой состав плеяду талантливых выпускников ГМУ (скрипачи Г. Афанасьев – бессменный концертмейстер струнной группы, С. Блофарб, В. Гамаюнов, Л. Блинова, Ю. Лакеев, Д. Лапидус, Р. Ципоркин, альтистка В. Белугина, виолончелисты Н. Щербаков, Ю. Рывкин, Н. Ромашов, контрабасист А. Замков, валторнист В. Лисогурский).

В числе выпускников училища послевоенных лет вокалистки К. Леонова и Н. Гусельникова, дирижёры хора Л. Сивухин (его имя носит Нижегородский хоровой колледж), А. Ежов, Г. Муратов (в дальнейшем главный хормейстер Горьковского оперного театра, профессор консерватории), А. Лебединский, В. Изюменко, В. Куржавский (стали педагогами консерватории), тромбонист К. Ладилов, пианистки Т. Бродская, Е. Ромашова, Е. Сиянова, О. Святославская, скрипачка Н.Лебедева.

Настоящим праздником в музыкальной жизни Горького явилось открытие в 1946 году Хоровой капеллы мальчиков. У руля нового заведения встал выпускник ГМУ 1920х годов В.П. Малышев. В дальнейшем долгое время капеллу возглавлял видный хоровой дирижёр и композитор Л.К. Сивухин. Его бурная творческая деятельность принесла капелле мировую славу, а хоровую культуру города вывела  на небывало высокий уровень. Воспитанники капеллы  – а в 1960е годы к ней добавилась хоровая школа-студия «Жаворонок» под руководством А.А. Ежова, тогда преподавателя  ГМУ, – стали дополнительной базой для дирижёрско-хорового отделения училища. В свою очередь, училище готовит педагогические кадры для них. С 1950х годов выпускники Горьковского музыкального училища и молодых училищ Дзержинска и Арзамаса активно пополняли педагогические коллективы и администрацию областных ДМШ. В ГМУ регулярно проводились семинары и конференции для коллег  из  области.

На качественно иную ступень встало в эти годы музыкально-теоретическое отделение училища, что связано с появлением в коллективе московского выпускника, профессора консерватории И.В. Способина, автора учебных трудов по теории музыки. Мастер высочайшего класса и яркая  талантливая личность, он вёл в училище анализ и гармонию, консультируя одновременно работу отделения. С приходом А.А. Нестерова в ГМУ открывается также класс композиции.

Педагогический коллектив учебного заведения 1950х-1960х годов укомплектовывается многими новыми специалистами, молодыми и уже опытными. Среди них  пианистки Т.С. Бродская (в течение многих лет она заведовала фортепианным отделением), Е.А. Ромашова, Е.М. Сиянова, О.А. Святославская, Е.К. Дитрих, скрипачка Н. Лебедева, музыковеды М. Симанский, В.А. Морёнов, Э.К. Никулина, А.С. Сосенкова, В.М. Цендровский (впоследствии профессор Горьковской консерватории, в течение 40 лет возглавлявший кафедру теории музыки), Е.В.Ширяева, К.И. Степанцевич (впоследствии профессор Минской консерватории), С.В. Казак, известный музыковед и краевед И.В. Елисеев (в 1953 году он стал директором ГМУ), дирижёр хора А.И. Сытов, валторнист М.И. Кукле, трубач С.Н. Казачек, флейтист Ю.Б. Ром, кларнетист Е.А. Титов, тромбонист и тубист В.П. Смирнов, певцы К.М. Белявская, Н.Н. Шатров, И.Г. Малинина, М.К. Коломенский, специалист по сценической подготовке В.А. Лебский и другие.

В эти годы ГМУ чётко позиционирует себя как преимущественно педагогическое учебное заведение. Вводятся предметы методико-педагогического профиля, учащиеся проходят обязательную педагогическую и концертную практику. Теперь и подготовка абитуриентов для Горьковской консерватории и других музыкальных вузов страны поставлена на стабильную профессиональную основу. Поступившие в вузы горьковские студенты отличаются основательностью и глубиной знаний, творческим настроем, широтой кругозора. Растёт также контингент учащихся ГМУ – приём доходит до 100 человек.

В декаду «оттепели» обогащаются концертные и учебные программы училища. В них активно входит современная музыка, в первую очередь – сочинения Прокофьева и Шостаковича. В слушательской среде города постепенно формируются вкус к новизне, живительная атмосфера заинтересованности новаторскими музыкальными веяниями, что в 1960е годы сконденсировалось в прославленные горьковские фестивали «Современная музыка». В концертных программах фестивалей были задействованы и местные исполнители. Горьковские музыковеды освещали и обсуждали фестивали в прессе.

В 1960е годы призёрами на всероссийских конкурсах становятся воспитанники фортепианного отделения  В. Кантов, В. Старынин, М. Козлов, Г. Файн, Н. Стрелкова.

В 1965 г. училище получило здание на улице Бекетова, в котором располагается доныне. Возглавил коллектив разносторонне одарённый музыкант В.Н. Порман (руководитель училищного симфонического оркестра), взявший на себя труды по благоустройству и оснащению нового помещения. Появились кабинет звукозаписи, фонотека, расширился библиотечный фонд. Началось обновление и совершенствование внутренней структуры училища, форм учебной и методической работы. По инициативе Е.К. Дитрих создаётся концертмейстерский класс. Концертмейстерство – этот тогда новый, а теперь уже привычный предмет – долгие годы на высочайшем уровне преподавала К.Н. Солодова. Появляются секции специализированного фортепиано (руководитель Е.И. Стеклова) и общего фортепиано (руководитель Г.Б. Тимошенко).

В 1972 году по инициативе Е.А. Ромашовой классы педпрактики при  училище были реорганизованы в студию, которая стала базой для детской музыкальной школы при училище.

К  своему 100-летию в 1973 г. Горьковское музыкальное  училище было награждено орденом «Знак Почёта», а несколько позже получило имя  великого нижегородца М.А. Балакирева. Бразды правления ГМУ принял бывший его выпускник О.В. Бартенев, возглавлявший учебное заведение более 20 лет.

Актуальным в работе училища оставалось музыкальное просветительство. Живая потребность поддержания традиций легендарных основоположников музыкальной культуры города, связи времён, поколений и пластов общества сподвигла преподавателей-музыковедов на активную лекторскую деятельность, выступления в прессе, на радио и телевидении (Н.М. Благовидова, С.В. Казак, Л.Д. Андрианова, О.М. Попова, Н.Б. Лашкова), на проведение ряда торжественных мероприятий in honoriam (в честь) и  in memoriam (в память). Концерты и конференции тех лет были посвящены Н.Н. Полуэктовой, композитору Б.Б. Благовидову, педагогам-ветеранам Великой Отечественной войны, композитору Н. Макаровой (в последнем принял участие муж Н. Макаровой А.И. Хачатурян). Все мероприятия получили широкий резонанс в городе и за его пределами.

В это же время по инициативе С.В. Казак открывается музей училища, в котором собраны редкие, а порой уникальные документы, фотографии, книги и материалы по истории музыкального образования в городе.

Время внесло и другие коррективы в жизнь училища. С.И. Блофарб  организует в училище ансамбль скрипачей, с успехом выступавший на городских концертах. Объединённое отделение специализированного и общего фортепиано возглавила И.Н. Молева, вскоре поставившая отчётные мероприятия на творческую основу (тематические концерты, конкурсы). На музыкально-теоретическом отделении в 1970е годы складывается творческий кружок учащихся, который функционирует и по сей день, будучи преобразованным в Научное студенческое общество.  Кроме того, учащиеся-теоретики участвуют в различных олимпиадах и конференциях, показывая отличные результаты.

И в целом 1970е – 1980е годы для ГМУ проходят под знаменем конкурсной борьбы. В стране была организована череда музыкально-исполнительских конкурсов всероссийского и регионального масштаба, а в 1990е гг. конкурсная география расширяется до международного уровня. Молодые дарования из числа учащихся ГМУ получили благодатную возможность творческого общения с коллегами, проверки собственных сил и мастерства, самооценки перспектив роста, сравнения особенностей творческих школ. В числе действительно многочисленных лауреатов и дипломантов конкурсов – учащиеся-пианисты классов Т.С. Бродской, Н.Н. Фиш, Г.А. Фадеевой; струнники классов Д.Н. Лапидуса, Ю.П. Лакеева, Ф.Я. Форштока, П.Д. Вишневского; народники классов В.М. Филимонова,  Н.С. Козлова, И.И. Кошкина, В.К. Саламатова; духовики и ударники классов В.П. Смирнова, Е.А.Титова, С.П. Варедимиди, вокалисты класса В.Н. Широкова.

С первых шагов вписалось в общую конкурсную атмосферу и эстрадное отделение, открывшееся в 1981 году под руководством Н. Шапильской, В.П. Смирнова и И.Л. Шевца. С 1989 года отделением заведует разносторонне талантливый музыкант С.Р. Брейнер, пианист, импровизатор, композитор и теоретик. Учащиеся ведут интенсивную концертную жизнь (в частности, на концертных площадках города во время праздников), в рамках отделения  создан биг-бенд, вокальные и  инструментальные ансамбли.

Профессиональный рост преподавателей училища в немалой степени обусловлен и тем, что ими постоянно ведётся большая методическая работа.  Многие из трудов – исполнительские заметки, программные разработки, транскрипции, аранжировки, учебные пособия, этюды, упражнения – опубликованы и  представляют значительную ценность.

К рубежу ХХI века  училище – теперь уже вновь Нижегородское – пришло, имея за плечами богатые традиции преподавания, годы испытания на прочность и выдержку, замечательную исполнительскую и музыковедческую школу, высокую требовательность и творческий дух, слаженную работу своих отделений, крепкие связи между всеми ступенями музыкального образования и громадную сеть поколений выпускников, работающих в российской столице, крупных городах и провинции, а также за рубежом.

Оставить комментарий

Ссылки

Правительство Нижегородской области         

    

    

 

 

 

 
 

Ссылки

    

Официальный интернет-портал правовой информации
 
 
Яндекс.Метрика
 

Фото

http://www.zoofirma.ru/